«Шоколадница», картина

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — известнейшая картина швейцарского художника метра Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Создана в технике пастели на пергаменте.

Есть несколько легенд о создании этой картины. Первая проста и даже наивна. В одна тысяча семьсот сорок пятом году князь австрийского двора Дитрихштайн заглянул в шоколадный дом в столице, с целью отведать новый напиток - горячий шоколад, уже ставший популярным. Его обслуживала девица по именни Анна Бальтауф. Князь был покорён её красотой и после периода ухаживания он взял девушку в жёны. Картина, о которой идет речь в данной статье и стала свадебным подарком для новой княгини, который влюбленный князь заказал у модного швейцарского художника Лиотара. Мастер нарисовал невесту в костюме официантки, увековечив любовь с первого взгляда.

Именно эта версия, по аналогии с историей Золушки, и была разрекламирована в рекламных проспектах фирмы Baker.



Вторая история рисует будущую княгиню в ином ключе. Девушка по имени Шарлотта Бальтауф происходила из семьи финансиста - её отец был венским банкиром, а полотно было создано в его доме. В пользу этой версии говорит надпись, сохранившаяся на копии картины, которая находится в Лондоне в галерее Орлеанского дома. Третья версия говорит о том, что это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна.

Еще одна история рассказывает о женщине, покорившая мир, гораздо в приземленную историю. Её имя было простым и без претензий на благородство – Нандль Бальтауф. Родители её, как и их предки, были прислугой; и женщины рода Бальтауф практически всегда оказывались в господских постелях и принимали это как должное. Девица якобы посопротивлялась, помучала аристократичного поклонника и в конце концов сдалась. Но стать одной из десятков любовниц было лишь первой целью; подлинной задачей практичной простолюдинки был выгодный брак. В один прекрасный день Нандль стала княгиней Дитрихштайн. И на этом для князя, как и следовало ожидать, все закончилось. Закончились бесконечные любовные утехи, закончились ласковые слова и просто доброе расположение. Нандль взяла мужа в ежовые рукавицы бюргерши. Остаток жизни он пил, ел, толстел, расплывался; она лишила его друзей и света; ни одна женщина больше не смогла бы к нему приблизиться. Княгиня Дитрихштайн хорошо знала свое дело и добилась нужного ей результата. В день смерти супруга она надела на себя приличествующий траур и зажила скромно и отчужденно. «Слава» её была велика, но зрелые годы покрыли грехи молодости. И на закате лет княгиня Дитрихштайн уже вовсю пользовалась почетом и уважением и света, и местных жителей.

Как бы то ни было, в любом случае - личность модели картины точно не установлена. Говоря же о сюжете, то он прост — девушка, одетая в яркий накрахмаленный передник, держит поднос, на котором стоит мейсенская фарфоровая чашка (новинка, писк моды) с шоколадом и стеклянный стакан воды. Модель стоит на мягком нейтральном фоне, ее взгляд обращен вниз, а предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку. Официантка-шоколадница выглядит не стоящей (позирующей в неподвижности); она как бы движется вперёд, подает лакомство на стол. Многочисленные исследователи и критики считают легкую атмосферу картины и непритязательность ее композиции признаком гениальности и ставят работу в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, поглощенных обычными делами. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр. Впрочем, милая, скромная и при этом кокетливая девушка в чепчике не просто целомудренна и чиста. Она одновремнно и лукава, и довольна собой и вообще является подлинным отражением сущности шоколада - подлинное наслаждение, истинный шедевр природы и человеческого разума и творчества.

Похожие статьи

  • Шоколад и религия

    Отношения между религией и шоколадом во все времена были разные. Древние индейцы использовали его в религиозных ритуалах и праздниках. Религиозные символы и изображения святых использовались для повышения продаж шоколада. Шоколадные ангелы, пасхальные яйца и кролики и сегодня пользуются большой популярностью в преддверии праздников. Не редко, монашеские ордена сами выращивали, производили
    и продавали шоколад. Особенно отличился на этом поприще орден иезуитов. Под их контролем находилась практически вся торговля шоколадом во Франции.

    традиции история
  • Какао в мифах индейцев Латинской Америки

    Долгое время считалось, что шоколадом мы все обязаны ацтекам. Всё, что мы слышали о нем от конкистадоров, было связано с этим воинственным племенем. Однако сегодня нам совершенно ясно, что именно майя, а не кто-нибудь другой, сохранили для нас генофонд шоколада.

    мифы история
  • Любому сведущему шокоголику известны множества форм существования шоколада, от традиционного жидкого горячего шоколада, до модных шоколадных платьев ежегодно появляющихся то на одной шоколадной выставке, то на другой. Не секрет, что среди этого многообразия форм существуют шоколадные картины.

    картины культура